Хотел написать что-нибудь к дате - к третьему января - и даже написал, но, во-первых, не успел, а во-вторых, как-то не впечатляет меня результат трудов моих. Постороннему читателю он вряд ли будет интересен, читатель же вовлеченный в происходящее скажет мне, что, мол, нет надобности в духах из могилы для истин вроде этой.
Тем не менее, раз уж написал...
...вашему вниманию предлагается документ под названием "Между деревнями Устимовкою и Королевкою". Называется он, как это обычно у меня бывает, случайно по первой строчке - но название оказалось подходящим, оно описывает место действия, время же действия - 3 января 1826 года. Суть происходящего - разгром восстания Черниговского полка.
В документе три части. Первая - подбор всех материалов следствия, касающихся означенного времени и места действия. Вторая - подбор мемуарных свидетельств все о том же. И, если я не ошибаюсь, я собрал по этой теме примерно все, что существует в природе более или менее претендующего на достоверность. То есть, грубо говоря, упоминания о Черниговском восстании в переписке Николая I в выборку не попали, поскольку по ним можно судить о взглядах и реакциях Николая, но не о происходящих событиях - он от них слишком удален, а потому его реакции и слова основаны на пересказах пересказов.
Материалы следствия упорядочены хронологически, читатель таким образом знакомится с событиями примерно в той же последовательности, в которой о них узнает Следственный комитет. В мемуарной части хронологический порядок казался бессмысленным, поэтому там порядок таков: от правительственной стороны (Михайловский-Данилевский, Левенштерн) к нейтральной (Руликовский), затем к свидетельствам декабристов - сначала то, что написано по рассказам очевидцев (Горбачевский, Вадковский), затем свидетельства очевидцев (Матвей Муравьев-Апостол, Соловьев).
Третья часть - некие мои размышления по поводу событий 3-го января на поле "между Устимовкой и Королевкой", посвященные преимущественно коллизии, так собирались ли восставшие сдаваться или же у них были несколько иные намерения. К последней части логически присоединяются некоторые пояснения по реалиям происходящего.
А, ну и да. Поскольку коротко я не умею, этого добра там 16 страниц.