Вместо эпиграфа:
"Есть грех уныния. Есть грех прелюбодеяния. Но самый страшный грех - грех унылого прелюбодеяния..." (с, авторство не знаю)
Шел я - как и многие товарищи - на этот фильм с мыслью, что будет много передергивания, много "новых трактовок" и т.д. и т.п., в общем, я ждал, немного опасаясь, что этот фильм вызовет у меня припадок боевого задора и желание людей убивать и руки кушать.
Так вот нет.
получилось не очень кратко Одна из зрительниц спросила Змею на выходе из зала "А в этом фильме много неточностей?", Змея в ответ сказала, что в фильме только два достоверных факта: 14 декабря правда было восстание на Сенатской площади, и 3-го января правда закончилось восстание Черниговского полка. Ну и иногда еще имена героев совпадают. Но не всегда.
Оливия тоже довольно афористично это описала: "сова в процессе необратимо порвалась, поэтому это просто красочные ошмётки совы".
Мое же впечатление от заявленной "исторической достоверности" фильма сводится к анекдоту: если смешать лекарство от головы с ЛСД, головная боль улетит на драконе. На протяжении двух часов экранного времени мы видим, как головная боль улетает в голубую даль на драконе, и любая попытка попробовать поспорить с этим умирает, не родившись. Ну дракон, ну да. Не, ну а что такого, собственно?..
Это про прелюбодеяние. Но сюрприз оказался не в нем. Фильм, ясное дело, все же вызывает у меня какие-либо чувства. В основном, восторг от галлюциногенного прихода неимоверного полета фантазии сценаристов. Но даже самые драматические моменты с той или с другой стороны конфликта (со стороны ли дворца, со стороны ли восставших) поданы неимоверно скучно. Бессмысленные крупные планы ("такое лицо с таким мундиром не носят" с, Нинквэ) бессмысленно сменяются картинками из компьютерной игры. Время от времени по экрану довольно неплохо маршируют реконы. Иногда мелькают приятные интерьеры. Последовательность кадров определяется довольно-таки случайно, понятное дело, что единство места и времени для современного искусства является некоторым атавизмом, но этот фильм, похоже, и сюжет считает атавизмом. "Нам показали развернутый трейлер" (с, Кэта). И, кстати, часть сцен, бывших в просто трейлере, не показали. То ли нас ждет сериал, то ли режиссерская версия... Ой.
Ну и - не знаю, насколько в силу сценария, насколько в силу актерской игры, на экране нет ни одного героя, которому хочется сочувствовать. "Это плохая пропаганда" (с, Инги), и вот это реально удивляет.
Нет, ок. В этом фильме есть 5 секунд, которые очень многое окупают. Не могу сказать, что ради них стоило снимать этот фильм, но мне они дали ощущение, что я не зря сюда пришел. Это 5 секунд Ивана Янковского в роли Михаила Бестужева-Рюмина в сцене казни. Вот здесь он об этом рассказывает. Там много спорного, но тем не менее как он мне еще в трейлере понравился, так и после фильма я ушел с ощущением, что он и актер осмысленный и человек достойный. Приятно.
В остальном в фильме изредка попадаются реплики, которые могли бы быть возможны. Каждый раз, сталкиваясь с чем-то таким, ты уже даже думаешь "о, неплохо!", потому что на общем фоне они сияют ярким, неземным светом. Но их штук пять на фильм, и про них не скажешь - если не сравнивать их с фильмом, а посмотреть на них просто так - что они хороши.
Еще удивляет то, насколько уныло показан Юг. Я не говорю сейчас ни о характерах, ни о персонажах. Я скорее о простом, о материальном. Вот, например, мега-локация в белых скалах, известная нам про трейлеру. Узнали ли мы из фильма, что это такое? Нет! Ну, сбор южного общества происходит среди этих белых скал. Мастерам, по ходу, лень было им отдельную локацию выгораживать, вот игроки и собрались на белый совет где смогли.
Ход же Черниговского восстания в свои лучшие моменты мне напомнил мою первую ролевую игру (в худшие - читай начало поста про ЛСД, а я такого не употреблял). В фильме восставший полк перемещается из "Васильково" в "Мотовиловку". Локация при этом явно одна и та же, просто снимают ее с разных сторон. Удобно, я понимаю, я вот тоже так делал: начинали мы игру в Рыськиной квартире, она моделировала Аман. Потом уходили в Исход, и возвращались в нее уже как в Белерианд. Но у нас не было бюджета в 700 миллионов. (Ну и, кроме того, мы играли, а они - не играют, или же у них просто не получается играть.)
Ну и напоследок для не смотревших нужно описать то, что явно войдет у меня в цитатник.
"Наши войска заняли Париж", как радостно сообщал нам анонс фильма. На экране мы видим, как наши войска заняли Гатчину, ну да Бог с ней, сойдет. Все офицеры как на подбор будущие участники тайных обществ, причем Артамон Муравьев уже в Ахтырском мундире, Сергей Муравьев - в Семеновском, и т.д., но не будем придираться, ладно. Все в радостном возбуждении, потому что к нам, прямо сюда, едет Государь! Сергей Муравьев по этому поводу бегает с ящиком шампанского и собирается Государя спаивать. Не помню, выражает ли он свою мысль, обращаясь к Нашему Ангелу, как-либо конкретно, или же только произносит, объясняя повод, "Виктория!" Наш Ангел не снисходит и уезжает вдаль, Сергей Муравьев расстраивается и становится заговорщиком.
В финале же, после сцены казни (к слову, показано, как трое сорвались, дальнейшая их судьба - не показана), вновь повторяется эта сцена, только Сергей Муравьев уже в Черниговском мундире и с разбитой головой (кстати, ни на дворцовом допросе, ни перед казнью, раны у него не было, а тут внезапно есть), а Ангел теперь уже соглашается, и все радостно пьют за британскую королеву, повторяя "Виктория!".
После этого идут финальные титры, сообщающие нам, что Николай Павлович был очень даже ничего и больше декабристов на протяжении своего царствования не казнил (Кэта: "Да и декабристов больше не было!"), Александр Николаевич вообще провел наконец-таки реформы, а его террористы взорвали, гады. Мораль вроде бы очевидна, но и она подана настолько уныло, что даже возражать лень.На этом пока все. Хочу только для памяти сохранить комментарии товарищей. Товарищи, исправляйте, если что не, и докидывайте
цитатные ряды*
Идет восстание Черниговского полка. Главная героиня - возлюбленная С. Муравьева приезжает к нему и сообщает:
- Я ехала к тебе.... а тебя здесь нет!
Эри, мрачно: - Это тебя здесь нет!
К этой же сцене, общее обсуждение после, авторство не помню: "Нет, ну это же классическое "я приехала играть в личку, а ты чем занят?!""
*
Идет дворцовый допрос, уже не помню чей. После дворцового допроса (снятого, кстати, в московском доме Муравьевых :-)), Николай Павлович заглядывает в соседнюю комнату, где сидит маленький Александр Николаевич (почему-то, кстати, в обер-офицерских эполетах).
Крошка-сын спрашивает у отца: Их повесят?..
Эри, еще мрачнее: А тебя взорвут!
*
Хильда записала в комментах у Мыши: Перед фильмом гаснет свет, на экране возникает грозное предупреждение: съёмка запрещена, за нарушение - в Сибирь на два года, если видишь рядом съёмку - настучи и т. д.
В полной тишине и темноте серьезный голос Мыши:
- А конспектировать можно?
...и ведь законспектировала!
Ну и безмерная благодарность всем, с кем мы это разделили.
Спасибо.
Тэг все-таки поставлю, хотя, мне кажется, этот фильм очень украсил бы слайд "все персонажи и события вымышлены, все совпадения случайны".
Кстати, а с разбитым лицом мне казалось все логично - упал с виселицы, тормозил головой, ссадина на том, чем тормозил...
И правда, почему я, собственно говоря, ждал, что он 3-го января будет ранен?..
Водил меня Серёга
на Ржевскую дорогу.
Она сопротивлялась -
Не там была немного...