"Просто мы на крыльях носим то, что носят на руках."
История!
Вот оно! Рич, Гло, позязя))
ЗЫ. Остальным лучше не смотреть - ибо страшно))
Как развивалось радикальное течение общественного движения на протяжении всего XIX века? Какие факторы обусловливали его живучесть?
читать дальшеXIX век в России характеризуется бурным расцветом общественного движения, которое представляло собой продукт европеизации России. Это происхождение определяет и одну из характерных черт русского общественного движения: его основой является интеллигенция. В начале века это дворянство, во второй половине – «разночинцы» (студенты, офицеры, чиновники, дворяне – те, кто в силу определенных обстоятельств не мог заниматься тем, что свойственно его сословию). Внутри этой массы возникали иногда кардинально друг от друга отличающиеся идеи и теории. Основным течением, тем не менее, оставалось на протяжении всего века течение радикальное. Рассмотрим, как оно эволюционировало и почему оно оставалось популярным все это время.
Прежде всего, определимся с тем, что мы подразумеваем под понятием «радикал» и какие течения XIX века мы можем назвать радикальными. Радикал – сторонник крайних мер, резких и значительных изменений. Теперь посмотрим, чьи идеи соответствуют этому определению.
Первым русским радикалом можно назвать А. Н. Радищева. Его взгляды сформировались в конце XVIII века, но они во многом соответствовали идеям более поздних общественных деятелей. Радищев выступал за отмену крепостного права и свержение абсолютной монархии. Эти идеи следует рассматривать как радикальные, ведь российская действительность того времени держалась на крепостном праве: от него зависела и экономика, и военное дело (система набора в армию), а на самодержавие опиралась юридическая система, кроме того, идея незыблемости самодержавия была заложена в русском мировоззрении. Предлагаемые изменения затронули бы все сферы жизни общества и изменили бы существующий порядок кардинальным образом. Кроме этого, Радищев был сторонником революции – «крайней меры». Однако его идеи оказались несколько преждевременными, он был как бы предвестником грядущих событий.
Собственно первым радикальным движением можно назвать движение декабристов. Они также выступали за введение конституционного правления и отмену крепостного права. В качестве способа достижения своих целей декабристы избрали революцию – наиболее радикальную меру. Правда, декабристы в большинстве своем были сторонниками бескровной революции, переворота без привлечения народных масс. Образцом для них были революции 10-20х годов XIX века (революция 1821 года в Испании), они осуждали Великую Французскую революцию за огромное количество пролитой крови.
Мы видим, что взгляды Радищева и декабристов совпадают, при этом декабристы вряд ли брали за основу своей идеологии представления этого философа. Можно сказать, что теории Радищева и декабристов развивались параллельно, с небольшой разницей во времени. Характерной чертой общественного движения начала XIX века является то, что это движение – исключительно дворянское. Кроме этого декабристов отличает наличие определенной программы и стремление ее реализовать (правда, последнее оказалось довольно неудачным).
Однако после разгрома восстания декабристов общественное движение не затихло, После восстания и во многом благодаря ему разразилась полемика славянофилов и западников, процесс обсуждения государственной политики, теорий, касающихся социально-экономического и политического развития страны, ее места в мировой истории расширился. Но дальше этого обсуждения не шел никто.
Подобная пассивность продолжалась до 60-х годов, когда стали появляться первые общества, ставшие основой процесса формирования революционного движения в России. Одно из обществ этого времени – кружок Петрашевского – наиболее четко демонстрирует развитие общественного движения того периода. Большинство членов группы занимается обсуждением трудов российских и зарубежных (в большей степени) философов – Шеллинга, Фихте, Гегеля, рассматриваются различные философские вопросы, а вопросам политическим уделялось значительно меньше внимания. Первоначально задачи кружка ограничивались только самообразованием, знакомством с теориями материализма и утопического социализма. Но постепенно внутри всего общества выделяется определенная группа, которая и занимается собственно политическими вопросами. Петрашевцы в целом не имели оформленной организации и разработанной программы. Это вообще характерная черта развития общественного движения в середине века: разобщенность, отсутствие четко выраженной идеологии. Конечно, всеобщей идеей было стремление к отмене крепостного права и введению конституционного правления, но более четкой программы создано не было. Это период напряженного обсуждения, формирования революционных программ и ожидания грядущих событий.
В это время А. И. Герцен создает теорию «общинного социализма», согласно которой Россия придет к социализму раньше других стран благодаря существованию особой ячейки общества – крестьянской общины, для которой характерны общинная собственность, равенство всех членов, элементы самоуправления и круговая порука. Эта теория формируется в период широкого распространения в России идей немецких философов-социалистов (К. Маркса, Ф. Энгельса). Мы можем заметить еще одну характерную черту российского движения: огромное влияние европейской философии.
Тем не менее, вопрос о реализации проектов не ставился, вернее, он был не так важен. Общественное движение при Николае I бурлило – огромное количество кружков (кружки Веневитинова, Станкевича, Герцена) и журналов, широкое распространение идей европейских философов доказывает этот факт. Тем не менее, никто из мыслителей того времени не задумывался даже о реализации своих идей.
Попытку воплотить теорию «общинного социализма» Герцена предпринял Н. Г. Чернышевский. В процессе обсуждения крестьянской реформы он отстаивал идею о том, что крепостной труд не принадлежит помещику и, следовательно, не выкупается. Земля подлежит символическому выкупу, который за крестьян должно внести государство. В споре о крестьянском вопросе эта точка зрения оказалась наиболее радикальной.
Можно заметить, что после «периода активности» в начале века наступает некоторый спад радикального течения общественного движения (30е – 40е годы). Оно постепенно начинает возвращаться к жизни в 50-х годах, но в этот период радикализм существует на уровне теорий, отсутствуют попытки их реализации.
Правда, революционная активность постепенно возрастает. Еще в 60-е годы в России появляется целый ряд студенческих обществ, напрямую готовящихся к революции, например «Молодая Россия» П. Заичневского. Последний обещал покарать не только врагов грядущей революции, но и тех, кто к ней не присоединится. В 1862 году создана первая революционная организация «Земля и Воля». Название организации четко отражает ее программу: отдать землю крестьянам (завершить крестьянскую реформу) и сделать их полноправными гражданами, отдав им политические права. Сначала для реализации этих целей избирались мирные методы – пропаганда. Но после провала «хождений в народ» большая часть народников разочаровалась в подобных способах, резко возросло стремление к террористическим методам. В дальнейшем – в 70-х годах – движение разделилось на 3 течения: анархистское (М. А. Бакунин), заговорщическое (П. Н. Ткачев) и пропагандистское (П. Л. Лавров). Коренное различие в идеях этих течений заключалось именно в выборе средств: для первого это быстрая резкая революция в стиле декабристов, для второго (это видно по названию) – постепенная подготовка, а затем кровавая революция. Для третьего течения характерно стремление к мирным методам решения существующих проблем. Основной метод их деятельности – пропаганда, подготовка национального сознания к грядущим изменениям. Но в движении народников преобладали террористические идеи. Им соответствуют и настроения, существующие в обществе. Организуется ряд покушений на Александра II. В это же время распространяются идеи С. Г. Нечаева.
Взгляды С. Г. Нечаева представляют для нас особый интерес, ибо «нечаевщина» – явление из ряда вон выходящее по своей «радикальности». Для идеологии Нечаева характерны имморализм – принцип оправдания средств целью и утилитаризм – идея о том, что человек должен полностью посвятить себя избранной цели, стать слепым орудием революции. Идеи Нечаева могут быть оценены как крайне радикальные, но их отличает одна особенность: революционер ничего не говорит о возможном общественном устройстве России, его занимает единственный вопрос – революция. Эта же тенденция характерна и для народников: больше внимания уделяется процессу, чем результату, они будто бы дополняют идеологию Герцена.
Наконец, революционное движение достигло своего апогея и реализовало свое главное желание: 1 марта 1881 года император Александр II был убит террористами. После этого революционеры растворились, это течение перестало существовать – их расчет не оправдался, они ожидали, что из-за убийства императора развалится вся система российского государственного устройства, вспыхнет революция, но ничего подобного не произошло.
В целом развитие общественного движения в России в XIX веке выглядит так:
1. 1800 – 1815 – его, собственно, нет.
2. 1815 – 1825 – декабристское восстание, характерными чертами которого являются его состав (дворянство) и сочетание четкой программы и активной деятельности.
3. 1825 – 1860 – обсуждение широкого круга проблем без прямого соприкосновения с политикой.
4. 1860 – 1870 – апогей развития: активная подготовка к революции, появление огромного количества кружков, обсуждение философских, исторических и политических вопросов.
Такое развитие вполне закономерно: после периода расцвета наступает период реакции (как после восстания декабристов наступило реакционное правление Николая I) и, соответственно спад. Но почему общественное движение так долго оставалось активным, что поддерживало его?
Декабристы выступали за отмену крепостного права и введение представительного правления – они стремились к преобразованию существующей действительности, находя ее несправедливой. Так же, в общем, как и народники. Главное обоснование живучести общественного течения – неудовлетворенность проводимой политикой. Для декабристов это стремление к реформам (отмене крепостного права) и недостаточность предпринимаемых мер. Основной причиной движения народников было неодобрение реформы 1861 года – она воспринималась как грабительская.
Вот оно! Рич, Гло, позязя))
ЗЫ. Остальным лучше не смотреть - ибо страшно))
Как развивалось радикальное течение общественного движения на протяжении всего XIX века? Какие факторы обусловливали его живучесть?
читать дальшеXIX век в России характеризуется бурным расцветом общественного движения, которое представляло собой продукт европеизации России. Это происхождение определяет и одну из характерных черт русского общественного движения: его основой является интеллигенция. В начале века это дворянство, во второй половине – «разночинцы» (студенты, офицеры, чиновники, дворяне – те, кто в силу определенных обстоятельств не мог заниматься тем, что свойственно его сословию). Внутри этой массы возникали иногда кардинально друг от друга отличающиеся идеи и теории. Основным течением, тем не менее, оставалось на протяжении всего века течение радикальное. Рассмотрим, как оно эволюционировало и почему оно оставалось популярным все это время.
Прежде всего, определимся с тем, что мы подразумеваем под понятием «радикал» и какие течения XIX века мы можем назвать радикальными. Радикал – сторонник крайних мер, резких и значительных изменений. Теперь посмотрим, чьи идеи соответствуют этому определению.
Первым русским радикалом можно назвать А. Н. Радищева. Его взгляды сформировались в конце XVIII века, но они во многом соответствовали идеям более поздних общественных деятелей. Радищев выступал за отмену крепостного права и свержение абсолютной монархии. Эти идеи следует рассматривать как радикальные, ведь российская действительность того времени держалась на крепостном праве: от него зависела и экономика, и военное дело (система набора в армию), а на самодержавие опиралась юридическая система, кроме того, идея незыблемости самодержавия была заложена в русском мировоззрении. Предлагаемые изменения затронули бы все сферы жизни общества и изменили бы существующий порядок кардинальным образом. Кроме этого, Радищев был сторонником революции – «крайней меры». Однако его идеи оказались несколько преждевременными, он был как бы предвестником грядущих событий.
Собственно первым радикальным движением можно назвать движение декабристов. Они также выступали за введение конституционного правления и отмену крепостного права. В качестве способа достижения своих целей декабристы избрали революцию – наиболее радикальную меру. Правда, декабристы в большинстве своем были сторонниками бескровной революции, переворота без привлечения народных масс. Образцом для них были революции 10-20х годов XIX века (революция 1821 года в Испании), они осуждали Великую Французскую революцию за огромное количество пролитой крови.
Мы видим, что взгляды Радищева и декабристов совпадают, при этом декабристы вряд ли брали за основу своей идеологии представления этого философа. Можно сказать, что теории Радищева и декабристов развивались параллельно, с небольшой разницей во времени. Характерной чертой общественного движения начала XIX века является то, что это движение – исключительно дворянское. Кроме этого декабристов отличает наличие определенной программы и стремление ее реализовать (правда, последнее оказалось довольно неудачным).
Однако после разгрома восстания декабристов общественное движение не затихло, После восстания и во многом благодаря ему разразилась полемика славянофилов и западников, процесс обсуждения государственной политики, теорий, касающихся социально-экономического и политического развития страны, ее места в мировой истории расширился. Но дальше этого обсуждения не шел никто.
Подобная пассивность продолжалась до 60-х годов, когда стали появляться первые общества, ставшие основой процесса формирования революционного движения в России. Одно из обществ этого времени – кружок Петрашевского – наиболее четко демонстрирует развитие общественного движения того периода. Большинство членов группы занимается обсуждением трудов российских и зарубежных (в большей степени) философов – Шеллинга, Фихте, Гегеля, рассматриваются различные философские вопросы, а вопросам политическим уделялось значительно меньше внимания. Первоначально задачи кружка ограничивались только самообразованием, знакомством с теориями материализма и утопического социализма. Но постепенно внутри всего общества выделяется определенная группа, которая и занимается собственно политическими вопросами. Петрашевцы в целом не имели оформленной организации и разработанной программы. Это вообще характерная черта развития общественного движения в середине века: разобщенность, отсутствие четко выраженной идеологии. Конечно, всеобщей идеей было стремление к отмене крепостного права и введению конституционного правления, но более четкой программы создано не было. Это период напряженного обсуждения, формирования революционных программ и ожидания грядущих событий.
В это время А. И. Герцен создает теорию «общинного социализма», согласно которой Россия придет к социализму раньше других стран благодаря существованию особой ячейки общества – крестьянской общины, для которой характерны общинная собственность, равенство всех членов, элементы самоуправления и круговая порука. Эта теория формируется в период широкого распространения в России идей немецких философов-социалистов (К. Маркса, Ф. Энгельса). Мы можем заметить еще одну характерную черту российского движения: огромное влияние европейской философии.
Тем не менее, вопрос о реализации проектов не ставился, вернее, он был не так важен. Общественное движение при Николае I бурлило – огромное количество кружков (кружки Веневитинова, Станкевича, Герцена) и журналов, широкое распространение идей европейских философов доказывает этот факт. Тем не менее, никто из мыслителей того времени не задумывался даже о реализации своих идей.
Попытку воплотить теорию «общинного социализма» Герцена предпринял Н. Г. Чернышевский. В процессе обсуждения крестьянской реформы он отстаивал идею о том, что крепостной труд не принадлежит помещику и, следовательно, не выкупается. Земля подлежит символическому выкупу, который за крестьян должно внести государство. В споре о крестьянском вопросе эта точка зрения оказалась наиболее радикальной.
Можно заметить, что после «периода активности» в начале века наступает некоторый спад радикального течения общественного движения (30е – 40е годы). Оно постепенно начинает возвращаться к жизни в 50-х годах, но в этот период радикализм существует на уровне теорий, отсутствуют попытки их реализации.
Правда, революционная активность постепенно возрастает. Еще в 60-е годы в России появляется целый ряд студенческих обществ, напрямую готовящихся к революции, например «Молодая Россия» П. Заичневского. Последний обещал покарать не только врагов грядущей революции, но и тех, кто к ней не присоединится. В 1862 году создана первая революционная организация «Земля и Воля». Название организации четко отражает ее программу: отдать землю крестьянам (завершить крестьянскую реформу) и сделать их полноправными гражданами, отдав им политические права. Сначала для реализации этих целей избирались мирные методы – пропаганда. Но после провала «хождений в народ» большая часть народников разочаровалась в подобных способах, резко возросло стремление к террористическим методам. В дальнейшем – в 70-х годах – движение разделилось на 3 течения: анархистское (М. А. Бакунин), заговорщическое (П. Н. Ткачев) и пропагандистское (П. Л. Лавров). Коренное различие в идеях этих течений заключалось именно в выборе средств: для первого это быстрая резкая революция в стиле декабристов, для второго (это видно по названию) – постепенная подготовка, а затем кровавая революция. Для третьего течения характерно стремление к мирным методам решения существующих проблем. Основной метод их деятельности – пропаганда, подготовка национального сознания к грядущим изменениям. Но в движении народников преобладали террористические идеи. Им соответствуют и настроения, существующие в обществе. Организуется ряд покушений на Александра II. В это же время распространяются идеи С. Г. Нечаева.
Взгляды С. Г. Нечаева представляют для нас особый интерес, ибо «нечаевщина» – явление из ряда вон выходящее по своей «радикальности». Для идеологии Нечаева характерны имморализм – принцип оправдания средств целью и утилитаризм – идея о том, что человек должен полностью посвятить себя избранной цели, стать слепым орудием революции. Идеи Нечаева могут быть оценены как крайне радикальные, но их отличает одна особенность: революционер ничего не говорит о возможном общественном устройстве России, его занимает единственный вопрос – революция. Эта же тенденция характерна и для народников: больше внимания уделяется процессу, чем результату, они будто бы дополняют идеологию Герцена.
Наконец, революционное движение достигло своего апогея и реализовало свое главное желание: 1 марта 1881 года император Александр II был убит террористами. После этого революционеры растворились, это течение перестало существовать – их расчет не оправдался, они ожидали, что из-за убийства императора развалится вся система российского государственного устройства, вспыхнет революция, но ничего подобного не произошло.
В целом развитие общественного движения в России в XIX веке выглядит так:
1. 1800 – 1815 – его, собственно, нет.
2. 1815 – 1825 – декабристское восстание, характерными чертами которого являются его состав (дворянство) и сочетание четкой программы и активной деятельности.
3. 1825 – 1860 – обсуждение широкого круга проблем без прямого соприкосновения с политикой.
4. 1860 – 1870 – апогей развития: активная подготовка к революции, появление огромного количества кружков, обсуждение философских, исторических и политических вопросов.
Такое развитие вполне закономерно: после периода расцвета наступает период реакции (как после восстания декабристов наступило реакционное правление Николая I) и, соответственно спад. Но почему общественное движение так долго оставалось активным, что поддерживало его?
Декабристы выступали за отмену крепостного права и введение представительного правления – они стремились к преобразованию существующей действительности, находя ее несправедливой. Так же, в общем, как и народники. Главное обоснование живучести общественного течения – неудовлетворенность проводимой политикой. Для декабристов это стремление к реформам (отмене крепостного права) и недостаточность предпринимаемых мер. Основной причиной движения народников было неодобрение реформы 1861 года – она воспринималась как грабительская.
@музыка: КРИКИ! Крики мозга, который вытекает...
@настроение: *пиф-паф* Ой, что-то упало! Ой, это тело...
меня порадовало
здраво, аргументировано и по теме
после прочтения история встает на свои места
особенно хороша параллель с Радищевым
ты умница)